Из опыта работы: «Эффективные приемы использования художественной литературы в работе учителя — логопеда»

Подготовили: учителя-логопеды Чукина Е.Т., Плотникова А.Г.

В направлениях, обозначенных в ФГОС,  основная цель речевого развития – это формирование навыков речевого общения с окружающими на основе владения литературным языком своего народа.

В работе с детьми дошкольного возраста используются следующие средства речевого развития: общение взрослых и детей, культурная языковая среда, обучение родной речи в НОД, различные виды искусства (изобразительное, музыка, театр, художественная литература).

Художественная литература сопровождает ребенка с первых лет жизни. Воспринимая литературное произведение, ребенок овладевает всеми сторонами речи (фонетическая, лексическая, грамматическая), знакомится с разнообразными жанрами литературных и фольклорных произведений и учится формировать самостоятельное речевое связное высказывание с учетом накопленного опыта.

Круг детского чтения составляют произведения разных жанров: рассказы, повести, сказки, поэмы, лирические и шуточные стихи, малые формы фольклора.

Особенно эффективна художественная литература в работе с детьми, имеющими ТНР, так как у них страдают все компоненты речи.

Литературное произведение расширяет не только объем активного словаря, но и представляет разнообразные формы словосочетаний, синтаксических конструкций, а также оформление связного высказывания, тем самым развивая выразительность детской речи. В процессе лексической работы, направленной на понимание смысла слов, мы учим ребенка подбирать разнообразные слова при построении связного высказывания, в формировании грамматического строя расширяем запас грамматических конструкций. Развивая фонетическую и произносительную  стороны речи, мы улучшаем интонационное оформление детского высказывания, силу голоса, правильность произношения, четкость и темп речи.

Подлинно художественные произведения развивают у ребенка эстетические восприятие и чувство. Очень важно эмоциональное и выразительное исполнение произведений. Этому  способствует обучение  пересказыванию текстов детьми. 

Пересказ — деятельность, в которой активно участвуют мышление, память и воображение ребенка.

Пересказ небольших произведений положительно влияет на связность детской речи: дети следуют образцу литературной речи, подражают ему, правильно выстраивают фразы.

Пересказ литературных произведений высоко ценится в логопедической работе.

На начальном этапе работы использую небольшие тексты с четким делением на фрагменты-эпизоды и ясной логической последовательностью событий. Это облегчает составление пересказа и способствует усвоению определенных языковых средств.

Всем этим требованиям отвечают произведения Л. Н. Толстого, К.Д. Ушинского, Л.Е. Улицкой и русские народные сказки. Сказки можно пересказывать, драматизировать при помощи игрушек, фланелеграфа, разных сценок, пальчикового театра, а это незаменимый вид развития монологической и диалогической речи.

В дальнейшем объем произведений увеличивается по мере возрастания речевых возможностей детей. Дети овладевают навыками воспроизведения текста с опорой на иллюстративный материал и помощь педагога: пересказ по опорным вопросам, показ иллюстраций, последовательно отражающих содержание произведения, а в дальнейшем — отдельных иллюстраций с изображением персонажей и существенных деталей. В целях формирования у детей навыков планирования также использую условные наглядные схемы и прием моделирования.

Особое внимание уделяю формированию у детей грамматически правильной речи: усвоение детьми нормативного употребления падежных окончаний имен существительных и личных местоимений, форм согласования прилагательных с существительными (в роде и числе); нормы глагольного управления; разные виды связи слов в предложении.

Включаю в занятия лексико-грамматические упражнения на словоизменения, подбор определений, к заданному слову при характеристике персонажей; упражнения на дополнение предложений нужным по смыслу словом; воспроизведение конкретного фрагмента  текста в форме игры-упражнения «Кто лучше запомнил?» и др.

Использую игровые задания с применением полученных навыков у детей для развития  внимания к синтаксису языка, умения замечать ошибки в построении фраз в рассказах других детей и в собственных высказываниях.

При коррекции звукопроизношения использую тексты насыщенные необходимым  звуком. Например, для автоматизации звука Ль

Мы лепим.

Воспитатель дала детям пластилин. Лёня и Люда сели за маленький столик и стали лепить. Лёня вылепил из пластилина лису и льва, а Люда – стульчик и телефон.

Одним из эффективнейших способов развития речи детей дошкольного возраста является чтение им стихотворных текстов и разучивание их наизусть. Большинство детей с удовольствием слушают стихотворения А. Барто, С. Маршака, К. Чуковского. Малышам нравится сама мелодика рифмованной речи. Они пытаются повторять отдельные слова. Когда я это замечаю, делаю паузу и жду, пока ребенок самостоятельно произнесет то, что запомнил.

Этот приём я применяю  для автоматизации звуков в словах. Например, читая ребенку двустишие прошу его закончить.

Солнце светит очень ярко,

Бегемоту стало ….(жарко). С.Маршак

А рядом бегемотики

Схватились за …. (животики). К.Чуковский.

Таким образом, читая стихи вместе, распределяется нагрузка на двоих. В такой ситуации ребёнок не чувствует, что от него хотят чего-то трудного и непосильного. Такой вид работы сообща, где взрослый оказывает необходимую помощь ребёнку и хвалит его за самостоятельно произнесённое слово, укрепляет отношения между малышом и логопедом, стимулирует к дальнейшей совместной работе.

Выразительное чтение ребенка также зависит от правильного речевого дыхания (глубокий вдох, длительный выдох), умения регулировать силу голоса, темп речи, хорошей артикуляции звуков и слов. Выразительность исполнения требует развития техники речи: дикции, дыхания; овладения орфоэпией. С этой целью провожу разнообразные упражнения, развивающие речевой слух, отчетливое произношение звуков и слов; упражнения на развитие интонационной выразительности, воспитание умения определять смысл логических ударений.

Незаменимым помощником для развития речи детей с общим недоразвитием речи является устное народное творчество, в частности его малые жанры: колыбельные песни, потешки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки.

С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи коррекции речевых нарушений: развития гибкости и подвижности речевого аппарата ребенка, формирования правильного произношения звуков речи, автоматизации звуков, усвоения произношения трудно сочетаемых звуков и слов, освоения ребенком интонационных богатств и различного темпа речи.

Колыбельные песни – часть материнского фольклора, в которых выражается нежность и любовь к ребенку. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту детей и привлекают своим внешним видом.

Грамматическое разнообразие колыбельных способствует освоению грамматического строя речи. Например, обучая детей образованию однокоренные слова, я использую эти песни, так как в них создаются хорошо знакомые детям образы, например образ кота. Причем это не просто кот, а «котенька», «коток», «котик», «котя».

Котя, котенька, коток,

Котик — серенький хвосток,

Приди, котя, ночевать,

Приди Васеньку качать…

Так же обращаюсь к колыбельным при формировании фонематического восприятия, т.к. этому способствует особая интонационная организация (напевное выделение голосом гласных звуков, медленный темп и т.п.), наличие повторяющихся фонем, звукосочетаний, звукоподражаний. Колыбельные песни позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи.

Потешки представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать в коррекционной работе с дошкольниками с ОВЗ.

В работе с детьми систематически использую потешки, т.к. они состоят из простых по звуко-слоговому составу слов и словоформ с уменьшительно-ласкательным значением слова. Это имеет большое практическое значение как для усвоения, так и для употребления этих слов детьми в речевой коммуни­кации.

В потешках представлено большое количество диало­гической и обращенной речи. Примеры такой речи я использую в качестве образца для подражания в обу­чении детей обращенной речи.

При формировании грамматического строя речи, проговариваю, например, потешку про «заиньку», где однокоренными словами будут: зайка – заинька, серенький – серый.

Заинька, попляши,

Серенький, попляши.

Зайка, зайка, попляши,

Серый, серый, попляши.

Благодаря  использованию  поте­шек успешно  пополняю словарь детей, т.к. в них представлены слова, обозначающие действия, которые можно легко продемонстрировать и тем самым связать само слово с дейст­вием. (Вспомним потешки «Сорока-ворона», «Пальчик­-мальчик» и т. д.)

Водичка, водичка,

умой  мое личико!

Чтобы глазки блестели,

чтобы щечки горели,

чтоб смеялся роток

и кусался зубок.

Употребляется пять разных глаголов в различных грам­матических формах. Но все они понятны детям в ситуации умывания. Частое употребление потешки при умывании приводит к ее непроизвольному запоминанию.

Свое название пестушки получили от слова «пестовать» — няньчить, холить, ходить за кем-нибудь. Пестушка забавляется ритмом, изменяя его.

Мы проснулись, потянулись,

Вместе солнцу улыбнулись.

Здравствуй, солнышко,

Колокольнышко!

Глазки смотрят.

Носик дышит.

Ушки милые

Всё слышат.

Ручки просыпаются

И готовы ножки

Топать по дорожке.

С добрым утром!

Пестушки можно использовать в работе с детьми у которых развитие речи происходит на фоне системных нарушений средней и тяжелой степени.

Прибаутки – это небольшие веселые стихотворения, в которых используются различные фольклорные персонажи. Содержание прибауток познавательное и динамическое. 

Коровушка – бурёнушка,

Встаёт она до солнышка,

Травку в полюшке жуёт,

Молочко домой несет

Девочкам и мальчикам.

Это ложка, это чашка,

В чашке – гречневая кашка.

Ложка в чашке побывала –

Кашки гречневой не стало!

Как же так?

Ребенок узнает о людях, животных, явлениях, предметах, об их типических свойствах.         

При чтении прибауток особый акцент делаю на слова, которые несут сильную эмоциональную окраску, что очень важно при формировании словаря признаков воспитанников.

Текст прибауток быстро запоминается и вырабатывает у детей чувство ритма. Это свойство использую как  лучший способ развития координации движения, общей и мелкой моторики.

Установка перевертышей создать комические ситуации путем нарочитого смешения реальных предметов и свойств, их содержанием является заведомая чепуха, нелепость, ерунда.  Если это вызывает у ребенка смех, значит, он правильно понимает соотношение вещей и явлений.

Перевертыши открывают ребенку возможность через игру словами, звуками, звукосочетаниями уловить специфику звучания речи и характерные для нее выразительность, образность, юмор.

Снег идет! Жара такая!

Птицы с юга прилетают!

Всё вокруг белым – бело –

Лето красное пришло!

К нам опять весна пришла

С санками, коньками!

Ель из леса принесла,

Свечи с огоньками!

 Скороговорки – короткие стишки, незаметно обучающие детей правильной и чистой речи. Стихотворная ритмика организует четкость речи, не разрешает пропускать, менять звуки. С помощью скороговорок учу правильно и чисто проговаривать труднопроизносимые стихи и фразы.      Выполнять грамматические упражнения, тренирующие ребенка в правильном, осмысленном употреблении частей речи и частей слова.

Активно использую скороговорки для развития у детей фонематического слуха, формирования способности улавливать тонкие звуковые различия, автоматизации звуков речи, воспитании интонационной окраски речи, развития  дыхания.

Краб забрался на трап

И заснул крепко краб

А кальмар не дремал

Краба в лапы поймал. (Н.Егоров)

Вымыли мышки миски для мишки (Н.Егоров)

Завизжала пила, зажужжала пчела (Л. Ульяницкая)

 

Пословицы и поговорки – особый вид устной поэзии. Пословицы и поговорки  в художественных образах зафиксировали опыт жизни, они передают отношение народа к тому или иному предмету или явлению. Через использование сравнений и эпитетов учу воспитанников лаконично выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивать свою речь, развивать умение образно описывать предмет.

Отмечаю положительные результаты  использования пословиц  при развитии связной речи у детей.

Азбука – к мудрости ступенька.

Грамоте учиться всегда пригодится.

Есть терпение, будет и умение.

 

Загадки. Отгадывание и придумывание загадок также оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.

Использую загадки в работе с детьми для развития у них навыков речи-доказательства и речи-описания. Уметь доказывать – это не только уметь правильно, логически мыслить, но и правильно выражать свою мысль, облекая ее в точную словесную форму. Систематическая работа развивает умения детей оперировать разнообразными и интересными доводами для лучшего обоснования отгадки.

Чтобы дети быстрее овладели описательной формой речи, обращаю их внимание на композиционные особенности загадки, своеобразие ее ритма и синтаксических конструкций, художественного образа, созданного приемами олицетворения, многозначности слова, определений, эпитетов, сравнений. 

Овладение навыками описательной речи идет успешнее, если наряду с загадками в качестве образцов беру литературные произведения, иллюстрации, картины.

Она в пушистой шубке

В глухом лесу живет.

В дупле на старом дереве

Орешки все грызет.

Вместо носа —  пятачок,

Вместо хвостика – крючок.

Голосок визгливый, звонкий,

У кого?

Ручейки бегут быстрее,

Светит солнышко теплее.

Волшебной палочкой взмахнет,

В лесу подснежник расцветет.

Считалки – служат для справедливого распределения ролей в игре. Главная особенность считалки — четкий ритм, возможность произносить раздельно все слова.

Над горою солнце встало,

С неба яблоко упало,

По лазоревым лугам

Покатилось прямо к нам!

Кто увидел — не дремли,

Поскорей его лови! (Л.Кузьмин)

Применяя  считалки в логопедической работе отрабатываю чёткость ритма, силу голоса, умение проговаривать раздельно слова.

Считалки тесно связаны с играми, в которых развивается общая моторика, умение выполнять правила игры.

Назначение сказки — развлечь слушателя, удивить его забавными случаями, невероятными ситуациями.

В русской народной сказке заключено богатое содержание и насыщенность художественной речи языковыми средствами выразительности (сравнениями, эпитетами, синонимами, антонимами и другими).

Для повышения эффективности коррекционной работы с деть­ми с ТНР, мотивации на логопедических занятиях, в своей работе я использую народные и авторские сказки.

В процессе работы над сказкой обогащаю словарь детей, автоматизирую поставленные звуки в словах и самостоятельной речи дошкольников. С моей помощью воспитанники правильно оформляют диалоги, связные монологические высказывания. Развивается просодическая сторона речи: тембр голоса, его сила, темп, интонация, выразительность.

В занятие-сказку включаю задания на развитие психофизической сферы детей: игры и задания на внимание, голосовые и дыхательные упражнения, упражнения на развитие всех анализаторных систем. Использование сказочного сюжета позволяет добиваться устойчивости внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия.

При отборе сказок учитываю речевые, физиологические и психологические особенности детей группы.

Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, раскрывает мир человеческих  чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка.

Произведения художественной литературы в работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, следует рассматри­вать как равнозначное средство в ряду других средств раз­вития речи.