Консультация для воспитателей по теме: «Роль воспитателя в процессе музыкального воспитания детей дошкольного возраста»

Подготовила: музыкальный руководитель  Лещенко О.Л. 

Среди многих проблем последнего времени, касающихся дошкольного воспитания, выделяется проблема взаимодействия воспитателей и специалистов. А проблема педагогического взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя – одна из самых важных: от ее решения зависит успешность процесса не только музыкального, но и общего эстетического развития дошкольников.

Согласно открытиям ученых, занятия музыкой вовлекают в комплексную работу все отделы мозга, обеспечивая развитие сенсорных, познавательных, мотивационных систем, ответственных за движение, мышление, память.

Музыкальные занятия повышают успехи в обучении чтению, развивает фонематического слуха, улучшает пространственно – временные представления, координацию движений. Кратковременное прослушивание фрагментов музыки перед решением различного рода задач активизирует различные отделы мозга.

Нейропсихологии считают, что музыкальную активность следует признать самой широкой и всеохватной тренировкой для клеток мозга и развития связи между ними, потому что кора головного мозга  активна во время исполнения музыки, а, значит, активен весь человек. Именно поэтому творческое обучение посредством музыки кажется нам, сегодня такой же актуальной задачей, как и обучение, музыке как таковой.

Важнейший, уже сейчас имеющийся результат нейропсихологических исследований заключается в том, что человеческий мозг имеет специальные разделы, ответственные за музыкальное воспитание.  И именно поэтому нет необходимости дальше эксплуатировать идею об украшательских функциях музыкальности. «Начать использовать, пока ребенок не успел забыть то, что ему даровано природой, поскольку невостребованное извне атрофируется» — эта мысль лежит в основе всех известных в мире методик музыкальных занятий.

Музыкальное воспитание должно рассматриваться сейчас как важная часть общего воспитания, которая не только дает сумму навыков и знаний о музыке, но готовит жить и действовать в этом мире. Общество постепенно начинает осознавать высокую значимость музыкального воспитания и его независимость в принципе.

Насколько активно воспитатели детского сада участвуют в музыкальном воспитании детей? Все ли они осознают важность такого участия?

Нередко воспитатель считает своей обязанностью лишь присутствовать на музыкальном занятии – с целью поддержания дисциплины.

Прежде всего, воспитателю необходимо понять, что на музыкальном занятии он такой же участник, как и дети, а не надзиратель.

Нам, музыкальным руководителям, хотелось бы видеть заинтересованность воспитателей в процессе музыкального занятия. Когда ребенок видит, что воспитатель с интересом выполняет все задания, то сам включатся в процесс с еще большим вдохновением. Ведь воспитатель для него абсолютный авторитет, и чтобы не происходило на занятии, ребенок будет постоянно ориентироваться на воспитателя.

Представьте, что вы ребенок, вам все интересно, и вы вместе с детьми весело поете песни, задорно танцуете, вдумчиво слушаете музыку….И делаете это не как повинность, а с душой, но не забываете, что идет педагогический процесс, который необходимо контролировать. Без активной помощи воспитателя продуктивность музыкальных занятий оказывается гораздо ниже возможной.  Осуществление процесса музыкального воспитания требует от педагога большой активности. Воспитывая ребенка средствами музыки, педагоги – дошкольники должны хорошо понимать ее значения в гармоничном развитии личности. Для этого надо ясно и отчетливо понимать, какими средствами, методическими приемами можно закладывать правильное воспитание музыки.

Педагогу воспитателю необходимо знать:

1. Знать все программные требования по музыкальному воспитанию.

2. Знать музыкальный материал своей группы, быть активным помощником

Музыкальному руководителю на музыкальных занятиях.

3. Оказывать помощь музыкальному руководителю в освоении детьми программного музыкального репертуара, показывать образцы точного выполнения движений.

4. Разучивать движения с отстающими детьми.

5. Развивать музыкальные умения и навыки детей (мелодический слух, чувство ритма) в процессе проведения дидактических игр.

6. Осуществлять музыкальное развитее детей, используя все разделы работы: пение, слушание музыки,  музыкально –  ритмические движения, игру на ДМИ.

7. Учитывать индивидуальные возможности и способности каждого ребенка.

8. Развивать самостоятельность, инициативу детей в использовании знакомых песен, хороводов, музыкальных игр на занятиях, прогулке, утренней гимнастике, в самостоятельной художественной деятельности.

8. Привлекать детей к творческим играм, включающим в себя знакомые песни, движения, пляски.

 9. Использовать у детей музыкальные умения и навыки на занятиях по другим видам деятельности.

10. Принимать активное участие в проведении праздников, развлечений, музыкальных досугов, кукольных спектаклей.

11. Готовить поэтические подборки поэтического материала к развлечениям и праздникам.

12. Оказывать помощь в изготовлении атрибутов, оформлении музыкального зала для праздников и развлечений.

13. Создавать проблемные ситуации, активизирующие детей для самостоятельных творческих проявлений.

14. Разучивать движения с отстающими детьми.

15. Проводить регулярные музыкальные занятия с детьми группы в случае отсутствия музыкального руководителя.

Роль воспитателя и чередование его пассивного и активного участия на музыкальном занятии различны, в зависимости от частей занятия и задач.

Слушание музыки:

1. Личным примером воспитывает у детей умение внимательно слушать музыкальное произведение, выражает заинтересованность;

2. Следит за дисциплиной;

3. Оказывает помощь музыкальному руководителю в использовании наглядных пособий и другого методического материала.

Распевание, пение:

1. В распевании и не участвует.

2. Поет с детьми, разучивая новую песню, показывая правильную артикуляцию.

3. Поддерживает пением при исполнении знакомых песен, используя средство мимической и пантомимической выразительности.

4. При совершенствовании разучиваемой песни, подпевает в «трудных местах».

5. Не поет с детьми при самостоятельном эмоционально – выразительном пении  (исключение – пение с детьми раннего и младшего возраста).

Музыкально – ритмические движения и игры:

1. Участвует в показе всех видов движений, давая соответствующие рекомендации детям.

2. Дает четкие, точные, эстетичные эталоны движений (исключение – упражнения на развитие творческой активности детей).

3. Принимает непосредственное участие в исполнении танцев, плясок, хороводов. В старшем дошкольном возрасте знакомые пляски, танцы дети используют самостоятельно.

4. Корректирует исполнение движений отдельными детьми во время танца, упражнения, игры.

5. Разъясняет и контролирует выполнение условий игры, способствуя формированию поведенческих навыков во время ее проведения.

6. Берет одну из ролей в сюжетной игре.

7. Наблюдает за дисциплиной на протяжении всего музыкального занятия.